Готическая капелла
Эта часть загородной летней царской резиденции была названа не в честь Александра Македонского, а в честь Императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Александра Фёдоровна это ее православное имя, а изначально императрицу звали Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская.
В петровские времена эти земли, на которых позже разбили парк Александрия в Петергофе, принадлежали светлейшему князю Меньшикову, потом, при Анне Иоанновне, здесь располагался царский зверинец. В начале царствования Александра I земли были подарены Николаю, а он, вступив на престол, подарил их своей супруге Александре Фёдоровне.
В 1825 году Александрия очень существенно изменилась. Замечательный зодчий и, как бы мы сегодня сказали сегодня, парковый дизайнер Адам Адамович Менелас разбил здесь удивительной красоты английский пейзажный парк. В начале XIX века уже были не в моде французские регулярные парки и в моду входили английские парки свободной планировки.
Менелас спланировал парк так, что каждый поворот дорожки открывает новый пейзаж: какое-то озеро, морской вид, какая-нибудь прекрасная лужайка, кленовая или дубовая аллея. Тогда здесь было посажено около 30 тысяч деревьев: дубы, клены, березы. Причём некоторые из старых дубов и кленов, которые сегодня растут в Александрии, помнят государя Императора Николая Павловича. В этой части парка Николай Павлович для своей супруги, изначально немецкой принцессы, вознамерился построить удивительный храм, который называется «капелла».
Капелла особенная церковь, можно сказать, что такой нигде в мире нет. По очертаниям это готический и, стало быть, католический храм, православных готических храмов не бывает, но по сути это церковь православная. В храме соблюдены все каноны, которые свойственны православной русской архитектуре, есть специальная апсида на восточной алтарной стороне храма.
Архитектор Карл Шинкель спроектировал это чудо, а строил его Адам Адамович Менелас. Закладка церкви произошла 10 мая 1831 года, при ней присутствовали члены императорской фамилии. Император Николай Павлович снял с себя золотую медаль «За турецкую войну» и опустил в основание строящейся церкви. Присутствовавшие при закладке, так же опустили в фундамент драгоценности и золотые монеты, здесь же была помещена специальная табличка о заложении храма во имя Святого Александра Невского.
К 1834 году церковь построили. В дальнейшем капелла была личной собственностью царской семьи, и здесь проходили торжественные семейные богослужения: крестили детей, венчали фрейлин, служили литургии в память о высокородных предках.
После революции богослужения в капелле прекратились и в 1932 году здесь открыли музей истории Александрии, вот этой части Петергофа. Во время Великой отечественной церковь была разграблена, отсюда были вывезены все картины, иконы и статуи, но по счастливой случайности всё это застряло в Риге, и после окончания войны было возвращено.
Капелла сильно пострадала при освобождении Петергофа, и ее реставрация началась только в 1973 году. Сейчас она почти закончена, здесь снова начались богослужение, но если внимательно посмотреть на дубовые двери храма, то можно увидеть маленькие деревянные закладки в тех местах, которые пострадали от пуль и осколков.
Дворец «Коттедж»
Это замечательный образец русской архитектуры первой половины XIX века, построенный архитектором Менеласом. Строительство дворца закончилось в 1829 году, с тех пор он стал любимым жилищем Николая I и Александры Фёдоровны, на летнее время. Дворец выдержан в стиле английской неоготики, такие виллы были у английских аристократов в начале XIX века. Менелас широко использовал чугунное литье: балконы, полукруглая балюстрада, увитая виноградом, тоже чугунные. Здание долгое время было почти квадратным, но в сороковые годы архитектор Штакеншнейдер пристроил к зданию столовую.
В библиотеке дворца находится несколько картин художника Фёдора Антоновича Моллера, который был любимым учеником Карла Петровича Брюллова. Он подавал большие надежды, учился в Италии, был профессором академии Художеств, но крупным живописцем не стал. А в историю Моллер все-таки вошел. Может быть не столько в историю живописи, сколько в историю литературы. Моллер написал тот самый, всем известный портрет Николая Васильевича Гоголя, который публикуется во всех собраниях его сочинений.
Колонистский парк
Недавно была завершена реставрация островов, которые находятся в Петергофе на искусственном озере. Когда-то здесь было болото, но Николай I повелел болото расширить, углубить и таким образом возникло озеро. А на островах находятся два прекрасных павильона. Ольгин павильон, который был построен в качестве подарка средней дочери Николая I и Александры Фёдоровны, и Царицын павильон, прекрасный дворец в итальянском стиле.
Императрица Александра Фёдоровна страстно любила Италию, была увлечена античностью, эпохой Возрождения и мечтала побывать в Италии. Только в 50 лет, когда Александра Федоровна тяжело болела после смерти младшей дочери, она поехала у меня в Италию лечиться
Розы, которые здесь цветут, древнего сорта. В архиве был обнаружен старинный счет середины XIX века, благодаря которому нашли те сорта, которые закутала Александра Фёдоровна во Франкфурте-на-Майне. А праправнучка Пушкина, Клотильда фон Рителен прислала эти розы в Петергоф.
Самая потрясающая местная достопримечательность, это дуб, который посадил своими руками государь император Николай I. Дуб, выращенный из желудя с могилы Джорджа Вашингтона. Почему Джордж Вашингтон, американский президент, был почитаем русским Императором, который, как известно, либерализмом не отмечался, это загадка. На дубе висит табличка, которая рассказывает эту историю, а вокруг дуба всегда сажают незабудки, как это так сделать после смерти Николая I