Отличительная черта всех пригородов Петербурга, это наличие в них дворцов. Даже Кронштадт, казалось бы, город-крепость, не является исключением. Одно из старейших его сооружений Итальянский дворец князя Меньшикова. Но, чтобы насладиться дворцовой атмосферой в полной мере ехать надо в Петергоф, негласную в столицу петербургских пригородов.
Если вы отправляетесь из Санкт-Петербурга, то садитесь на общественный транспорт от станции метро «Автово», «Балтийская», «Ленинский проспект» или «Проспект Ветеранов». Электрички отправляются с Балтийского вокзала, а «Метеоры» от Адмиралтейской и Дворцовой набережной. Если время на прогулку немного, то первым делом нужно решить, что посмотреть в Петергофе за 1 день.
Даже если Вы прибыли сюда автотранспортом, к местному железнодорожному вокзалу стоит прогуляться отдельно, просто чтобы посмотреть. По своей красоте это здание достойно самих дворцов Петергофа. Его построил великий российский архитектор Николай Бенуа в середине XIX века в стиле неоготика.
Дальше отправляйтесь в царство петергофских аллей. Хотя по городу курсируют автобусы, но нет ничего лучше неспешные прогулки по здешним улочкам и паркам. По пути Вам попадется еще одна несомненная достопримечательности величественный собор Петра и Павла, построенный по образцу русских церквей XVI-XVII столетия. Рядом очаровательный пруд с утками, которых можно покормить свежей выпечкой купленной на соседнем же рынке. Ещё одно красивое здание, это почта, тоже середины XIX века. Что интересно почтамт здесь работает и сейчас.
Сюда приезжают тысячи туристов и всем надо где-то разместиться. В Петергофе есть смысл остановиться, если Вы хотите посмотреть и окрестные города: Стрельну и Ломоносов. Выбор есть, от простых отельчиков до исторических гостиниц, восстановленных по образцу тех, что были тут когда-то давно.
Например, отель «Самсон», здание, восстановленное по рисункам XIX века. В этой некогда придорожной гостинице бывали Пестель, Шварц, Толстой, а Александр Дюма очень хвалил ресторан при отеле. Ресторан, кстати, существует и сейчас, а вход в царскую резиденцию находится практически через дорогу.
Одно из самых красивых мест, расположено на берегу Финского залива и называется оно Петергоф, что в переводе означает «Петров двор». В 1712 году Петербург был объявлен столицей России. В 1714 году Россия одержала морскую победу при мысе Гангут и таким образом берега Финского залива окончательно покорились Петру Великому.
И вот тогда возникла у него мысль построить здесь роскошную загородную летнюю резиденцию. «Такую, которая приличествовала бы первейшим государям мира», так написал Петр Алексеевич в одной из своих записок. В мае 1714 года, начали строительство, а в 1723 году, ещё при жизни Петра, строительство было закончено. И летом Петр лично показывал иностранным министрам чудеса своего «парадиза».
За девять лет строители создали чудо на абсолютном пустыре. В большой мере Петергоф, это создание Петра Великого. Остались его многочисленные наброски, собственно сделанные, чертежи с его пометками, с его замечаниями, указы, которые относились к строительству. Осуществляли постройку Петергофа замечательные люди, блестящие мастера своего дела: немецкий зодчий Иоганн Браунштейн, французский архитектор Жан-Батист Леблон, парковый дизайнер, фонтанный мастер Николо Микетти и русский архитектор Михаил Земцов.
Верхний парк открыт для посещений с 9.00 до 19.00, вход свободный.
Большой дворец
Центр Петергофа, это, конечно, Большой дворец, это изумительное сооружение XVIII столетия. Поначалу Петр хотел, чтобы Большой дворец был скромным по размерам, то есть он не должен был быть большим. Но потом государь понял, что парадной резиденции должен соответствовать и размер Царского дворца. Проект дворца неоднократно меняли, его расширяли, а свой нынешний облик он приобрёл по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, Великого мастера русского барокко.
С двух сторон дворец заключён зданиями, с восточной стороны церковью с золочеными куполами, а с западной стороны, так называемым, «павильоном под гербом», который предназначался для царских портретов и был неким выставочным залом.
Самая роскошная летняя царская резиденция возводилась как величественный памятник, прославляющий победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю. Её создатели старались не зря, Петергоф одно из самых посещаемых мест в нашей стране. Летом, и особенно в выходные, там настолько много туристов, что не протолкнуться. Особенный аншлаг всегда у Большого дворца, в день его посещают более 7 тысяч человек.
При Петре Великом Большой дворец был невероятно скромным в своем убранстве. Это дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, приказывает своему любимому архитектору Франческо Растрелли дворец расширить и оформить в пышном стиле барокко. И Вы сейчас, словно гости XVIII века попадаете в пространство парадной лестницы Большого дворца и можете восхититься золоченой деревянной резьбой украшающей интерьер, прекрасными барочными статуями и живописным убранством стен.
Во дворце 30 залов, по европейской моде трехсотлетней давности они как бы нанизаны на ось вдоль фасада и следуют один за другим. Невероятно праздничный Танцевальный зал. Его особенность, это фальшивые зеркальные окна-обманки, создающие эффект многократно умноженного пространства.
Елизавета Петровна отличалась необыкновенной расточительностью, о ней ходили легенды. Например, дамам, якобы, запрещали надевать на балы платье второй раз и при выходе из дворца, специальный служитель ставил клеймо на дорогостоящем наряде.
Следом идет Мемориальный зал, созданный во славу русского оружия. Свое название «Чесменский» он получил в памяти о решающем сражении русско-турецкой войны при Екатерине II. Далее идет, поражающий своими размерами Тронный зал с живописными полотнами на белых стенах. Ещё больше полотен художников в центральном зале дворца — Картинном. Он появился при Петре Великом, а окончательно свое оформление получил уже при Екатерине II, когда в интерьере поместили 368 портретов работы итальянского художника Пьетро Ротари.
Несмотря на огромное количество изображений, живописцу позировало около десяти девушек-натурщиц и одну и ту же девушку он мог нещадно состарить, поместить где-то читающей книгу, а где-то томно смотрящей из-за веера. Не случайно, в XIX веке этот зал эпохи Екатерины II получил название «Кабинет мод и граций».
На фоне остальных помещение контрастом выделяется дубовый кабинет Петра I. Вместо золота, зеркал и шелков тут скромность и простота, воплощенная в дереве. Впрочем, Великий реформатор любил проводить время вовсе не в Большом дворце, а Монплезире, во дворце поменьше. Об особом отношении к нему императора говорит и название, оно переводится как «Моё удовольствие».
Всего же на территории царской резиденции десятки сооружений. Практически все они подверглись серьёзным разрушениям в годы Великой Отечественной войны. Восстановление памятников Петергофа продолжается и по сей день.
Вход в Большой дворец открыт с 10.30 до 17.00, билет для взрослых граждан России и СНГ стоит 450 рублей, для студентов и пенсионеров 300 рублей, для детей до 16 лет вход бесплатный.
Этими видами невозможно не восторгаться. Интерьеры Большого дворца.