Остров Валаам: Спасо-Преображенский монастырь

Ансамбль Валаамского монастыря, безусловно, уникален. В масштабах России такого больше нет, тринадцать храмов и множество часовен, это истинная Земля Бога. Храмы представляют всё разнообразие и богатство русской церковной архитектуры. Сердце острова Валаам - величественный Спасо-Преображенский собор, этот исполин был построен на острове в конце XIX века, колокольня собора высока даже по городским меркам – семьдесят два метра.

Остров Валаам.
                      Валаамский ставропигиальный мужской монастырь.

Конечно, никакой строительной техники тогда не существовало, братия со специальными приспособлениями на спине по лесам поднимала кирпич на высоту собора. Сам собор двухъярусный, одновременно он может вместить до нескольких тысяч человек. На острове Валаам издавна развивалась своя иконописная школа, и Спасо-Преображенский собор расписан руками мастеров-монахов.

Они выполняют роспись в старинной технике, ориентируюсь на каноны XIV-XV веков, и используют исключительно натуральные краски. Эти краски называют яичные темперы, в желтки яиц замешивается пигменты, природные минералы, глина, которые не выцветают.

Спасо-Преображенский собор построен на месте погребения его основателей, Сергия и Германа Валаамских. Их история окутана тайной, как и когда иноки пришли на Валаам неизвестно, но по древним сказаниям, оба были выходцами с юга, скорее всего из Греции. Впервые в летописи их имена упоминаются в 1163 году, когда во время нападения шведов мощи Преподобных были перевезены в Новгород. Позже Ковчег был возвращен на остров Валаам и спрятан монахами в скале.

Валаам монастырь.
       Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских.

Более точные сведения о монашеской жизни на острове появляются, только начиная с XIV века. В это время Валаам дает миру великих подвижников, которые впоследствии станут чтимыми святыми: Арсений Коневский, Александр Свирский и Савватий Соловецкий. Именно они образуют крупнейшие монастыри на русском Севере, Коневский и Соловецкий, а также, Александро-Свирского лавру. Примерно тогда же прославятся и книгописцы Валаама, которые оставят в наследие уникальные фолианты. В конце XV - начале XVI века на Валааме существовала книгописная мастерская, здесь создавались настоящие шедевры, книги которые сейчас многие специалисты называют сокровищами книгописного искусства.

Трудно сосчитать сколько раз в своей истории монастырь подвергался нападению врагов, разрушался, горел, и вновь, непостижимым образом, восставал из пепла на Земле Бога. Только в XVI веке шведы трижды нападали на остров Валаам.

Когда поляки уже были практически под Москвой, царь Василий Шуйский был вынужден обратиться за помощью к наемникам. Им был приглашен шведский экспедиционный корпус численностью пять тысяч человек, которые должны были пройти маршем к Москве и помочь русским войскам. За это наемникам была обещана денежная награда и Карельский уезд, к нему как раз и относился остров Валаам и монастырь. Было дано тайное предписание всем жителям этой территории и валаамским монахам готовится к эвакуации.

Остров Валаам.
                    Остров Валаам расположен в Ладожском озере.

Часть монахов покинула обитель, благодаря им были спасены бесценные иконы и книги. Но многие иноки во главе с игуменом Макарием остались на Валааме. Когда шведы вовремя не получили денежные выплаты, а жители города Корелы, это нынешний Приозерск, восприняли царский указ как провокацию и стали держать оборону, наемники обратили свое оружие на жителей этих мест. Шведы, которые должны были помочь защитить Россию от поляков стали ее грабить. Войска Якоба Делагарди высадились на острове Валаам в 1611 году, монастырь был полностью сожжен, а братия перебита, как писали в летописях «погибла от мечного посечения».

Уже в 1617 году Россия и Швеция заключили мирный договор. Согласно пунктам договора, Россия передала Швеции Северное Приладожье и остров Валаам. На Карельский перешеек были переселены лютеране из Швеции, казалось, что православию и Обители больше не осталось места на Валааме, и даже память о ней исчезнет в веках. Но, во времена Северной войны войска Петра Первого вернули Карельский перешеек в состав Империи. На острове Валаам началось возрождение православного монастыря. В конце XVIII века на остров Валаам пришел стариц Назарий из Саровской пустыни, и вот при нем началось духовное возрождение обители. Здесь возводятся храмы, корпуса братии, больницы, хозяйственные постройки.

Но, Валаам, таким которым мы видим его сегодня, был построен в период с конца XIX - начала XX века. Это время правления игумена Дамаскина, личности выдающейся во всех отношениях. При нём Валаам из тихой пустынной Обители превратился в статусный монастырь с большим хозяйством и с собственным производством. С открытием пароходного сообщения из Валаам в Петербург, сюда хлынул поток паломников. Монахи принимали всех, но для братии, желающей уединения, возводились скиты в глубине острова. Появилось множество хозяйственных построек: столярные, кузнечные, литейные, слесарные мастерские и кожевенный, смоляной, известковый заводы.

Валаам скит.
                                                    Скиты Валаама.

К концу XIX здесь сложилось, по сути, целое монашеское государство, да и число братии было внушительным, более тысячи человек, поэтому возникла необходимость в полной инфраструктуре монастыря.

На скалах острова Валаам даже водопровод сумели провести, воду брали в Монастырской бухте, и с помощью паровой машины она подавалась наверх в накопительные баки, оттуда вода самотеком, по туннелям, попадала во все здания и постройки монастыря.

Пароходное сообщение между Валаамом и Петербургом сыграло позитивную роль не только в его хозяйственном развитии, но и положило начало паломничеству творческой интеллигенции на остров. Суровая красота Ладоги и глубокие духовные корни острова привлекали писателей, художников и композиторов. На Валааме побывали Лесков, Рерих, Чайковский, Шишкин. Для Академии художеств Валаамский архипелаг стал фактически натурным классом, игумен Дамаскин не препятствовал приезду студентов. Остров Валаам очень быстро приобрел известность и популярность среди художников, почти все начинающие пейзажисты побывает на берегах острова.

Вид на острове Валаам.
                          "Вид на острове Валаам." Шишкин И.И.

XX век не был столь трагичным для Валаама как для других обителей. Его спасло то, что в 1917 году из состава Империи вышла Финляндия, если в России из 1300 монастырей на начало Гражданской войны не осталось ни одного, Валаам жил, пусть и в отрыве от Родины. В 1979 году монастырю был присвоен статус музея-заповедника, а ещё через десять лет сюда пришли первые монахи и первые энтузиасты из числа мирских людей, которые были готовы бросить все силы и умения на восстановление обители на Земле Бога.

Валаам паломники.
                                Паломническая поездка на Валаам.

Спустя два десятилетия Валаамский монастырь был непросто отреставрирован, но и дополнен новыми постройками. На острове снова появилось хозяйство, число братии возросло до двухсот человек, сейчас основные восстановительные работы на острове уже завершены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code