Ещё больше удивительных открытий ждет туристов в Тамани, это в сотне километров от Анапы. Михаил Юрьевич Лермонтов останавливался в станице в 1837 году по пути к месту службы на Кавказе. И она ему не понравилась совершенно, но вдохновила на одну из глав «Героя нашего времени». Так и появились знаменитые строки «Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще, вдобавок, меня хотели утопить».

 

Добраться до Тамани из других городов Краснодарского края достаточно не просто. Сначала нужно доехать до города Темрюка, там пересадка и уже дальше на автобусе собственно в станицу Тамань. Здесь опять-таки есть два варианта, либо Вы выбираете прямой маршрут Темрюк-Тамань либо Темрюк – Веселовка. Во втором случае потратите чуть меньше, доедете чуть быстрее, а пейзажи за окном намного красивее. Часть дороги проходит вдоль побережья Азовского моря.


И не село это, и не город, и уж тем более не курорт, правильнее будет назвать Тамань именно казачьей станицей, над отвесным обрывом Азовского моря. Это место остаётся одним из самых аутентичных на Кубани и поэтому истинный дух казачества нужно искать именно здесь. Отсюда началась история Кубани, когда два века назад на берег Таманского полуострова высадились первые черноморские казаки.

Тамань.

              В Тамани происходит действие части романа «Герой нашего времени».

А тот самый дух казачества, о котором так много говорят, можно с лихвой прочувствовать в этнографическом комплексе «Атамань», он тоже в двух шагах от центра. Это такой казачий хутор конца XVIII века, времени, когда станица Тамань стала частью Российской империи, и эти места заселили казаки. Маленькие деревенские улочки сплошь утыканы хатами, каждая из которых, это уже отдельный музейчик. Этническая деревня, а точнее станица, занимает 20 гектаров, и здесь всегда ждут гостей, готовых познакомиться с историей кубанского казачества.

Атамань.

            Комплекс состоит из нескольких улиц казачьей станицы.

Атамань выдержана в едином общем стиле казачьего колорита, ее возводили что называется «всем миром». И теперь любой турист может узнать, чем занимались казаки, как был устроен их быт, как проходили будни и праздники.


На подворьях всегда царили чистота и порядок, во всем чувствовался хозяйский подход. Дома располагались очень компактно, соседей друг от друга отделял забор, который чаще называют плетень. Предметы домашнего быта в Атамань привозили из многих уголков Краснодарского края, таким образом, все, что выставлено в хатах, когда-то действительно служило кубанским казакам.

Казачья хата

                Чтить гостя – основа основ казачьей культуры.

Гуляя по Атамани, можно заметить какими аккуратными и даже нарядными выглядят казацкие хаты, а все от того, что обычно их белили известью, такие дома еще называли «мазанками». Они сложены из глиняного кирпича «самана», который делали сразу несколько человек, один подсыпал солому, другой, второй подливает воду, остальные замешивают.

Значительное место в хозяйстве казаков занимала посуда, которая довольно часто была из глины, ведь вокруг было несколько глиняных месторождений. Художественное оформление кубанских горшков всегда было тоже довольно простым, полоска по краю или змейка-волна. Этот скромный рисунок встречается на протяжении нескольких поколений местных гончаров. Изготовление глиняной игрушки на Кубани было также очень популярно. Хотя мастера использовали простейшие приемы формовки и несложный орнамент, игрушки свистульки получаюсь на первый взгляд примитивными, но они были очень прочными, забавными и не дорогими.

Фото гончара.

              Глина добывается здесь же, у берегов казачьей станицы.

А вот это здание в Атамани можно разыскать по звукам. Удары молота о наковальню здесь слышны издалека. Кузнецы всегда были заняты работой, ведь казаки не мыслили себя без коня, сбруи и оружия. На любом подворье можно найти предметы, прошедшие через умелые руки кузнеца.

Хата кузнеца.

           Кубанские кузнецы издавна славятся художественной ковкой.

Еще один мастер, без которого в станице не могли обойтись, это шорник. Он занимался изготовлением упряжи, а также предметов военного кавалерийского снаряжения из кожи. В мастерской шорника обычная висела икона с изображением святых Кузьмы и Демьяна, покровителя ремесленников.


Греческие колонии, существовавшие на Таманском полуострове, назывались Фанагория и Гермонасса.  Во время переселения греки принесли на берега Черного и Азовского морей все особенности и достижения античной цивилизации, и конечно, свое искусство превращать виноградный сок в вино. В Тамани с древних времен выпускались самые разные вина, легкие и крепкие, сухие и крепленые, белые и красные.

Устройство, быт и уклад станицы Атамани оставляют у гостей ощущение, что здесь всегда царит настоящая казацкая жизнь. И, хочется зайти в каждую хату, чтобы узнать больше об одновременно такой молодой и такой древней Атамани. Услышать, как льются раздольные казацкие песни.

Атамань.

                                         Рыночная площадь – Дурныця.

А вот уже потом и к Лермонтову можно заглянуть. Музей, созданный в честь него найти совсем не трудно. Две глинобитные хаты, крытые камышом, рядом курятник, колодец и небольшая печь. На шестах натянуты рыбачьи сети, а на берегу лежит лодка, такая же самая как та, с которой Печорина пыталась сбросить Ундина. Глядя на это подворье очень легко можно представить события, которые описал Лермонтов в «Герое нашего времени». Подворье казака Фёдора Мысника, которое восстанавливалось как память о первом посещении Лермонтова Тамани. Первоначально Мысник приобрел маленькую хату, чуть позже будет достроена хата больше. И когда Лермонтов 26 сентября 1837 года прибывает в Тамань и разыскивается для себя квартиру, то ему на постой будет отведена одна из половин большой хаты. Воссозданы эти хаты, такими, какими их видел своими глазами Лермонтов.

Музей Лермонтова.

                             В Тамани поэт пробыл всего три дня.

Увы, подворье, в котором действительно Лермонтов жил, не сохранилось. Одна хата был разрушен во время русско-турецкой войны, вторая во время Великой Отечественной. Восстановили их в конце XX века по рассказам старожилов, мемуарам сослуживцев Лермонтова и редким рисункам, сохранившим внешний вид подворья.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code

Навигация по записям